Нужна ли опись при направлении письма с жалобой на решение ИФНС?

Статья 138 НК РФ гласит: действия (бездействие) и решения ИФНС можно обжаловать в суде только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. Другими словами, прежде чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик должен подать соответствующую жалобу на действие (бездействие) или решение ИФНС в региональное Управление налоговой службы и приложить к заявлению в суд подтверждающие документы.

При этом по правилам ст. 139 НК РФ такая жалоба подается непосредственно через инспекцию. А сделать это можно не только лично или по ТКС, но и заказным почтовым отправлением. Вопрос, нужно ли при отправлении такого письма составлять опись вложения, рассмотрел Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Как указывается в постановлении от 19.08.2020 № Ф08-6723/2020 по делу № А15-2381/2019, законодательство не требует составлять опись вложения при направлении в адрес инспекции заказного письма с жалобой. Однако если ИФНС отрицает факт поступления жалобы, доказать ее направление без описи не получится. И налогоплательщик не сможет обратиться в суд.

В частности, в этом деле инспекция представила суду данные о регистрации входящих документов, полученных от налогоплательщика, – журнал учета входящей корреспонденции и копии соответствующих писем, среди которых не было информации о поступившей жалобе. А налогоплательщик располагал только квитанцией об отправке заказного письма и данными о его доставке с сайта Почты России. Опись вложения по этому письму не составлялась. При таких обстоятельствах суд отказался рассматривать дело, отметив, что налогоплательщик не может доказать соблюдение досудебного порядка, поскольку нет документа, подтверждающего, что в ИФНС отправлена именно жалоба.